Секреты успеха от Microsoft (несколько уроков для Apple)

Ильдар Алимов

картинка логотипов Apple и Microsoft

Если вы попросите людей назвать самую успешную в мире компанию, то многие назовут Apple. В конце концов, компания заработала обожание как покупателей, так и инвесторов. Другие могут назвать Google, потому что данная корпорация растет быстрее, чем кто-либо. Остальные могут назвать Amazon, потому что … люди любят Amazon. 

Для меня это – Microsoft. Не смотря на удары судьбы, Microsoft успешно ведет бизнес более трех десятков лет.

За это время возникали новые конкуренты, эксперты предсказывали закат корпорации, но Microsoft продолжала процветать. Чтобы понять, насколько это невероятно, взгляните на график от Asymco:

Asymco-Chart

Больше всего поражает одна вещь, что почти ни одного из прежних лидеров нет поблизости. Даже такие чемпионы эры персональных компьютеров, как Compaq и Dell не сохранили свои позиции. В период расцвета, многие из этих компаний казались непобедимыми. В сфере программного обеспечения аналогичная ситуация. Lotus, Borland, Novell и множество других, либо обанкротилась либо показали резкое падение.

Другое дело Microsoft, которому пророчили снижение, по-прежнему показывает внушительные цифры, в том числе 35% операционной прибыли и более чем $20 млрд. годового дохода.

Так в чем же их секрет?

Ответ в том, как заметил Merrill Chapman в своей книге In Search of Stupidity (В Поисках Глупости), что Microsoft никогда не делала основных ошибок. Руководство компании, возможно, упустило пару моментов, но всегда было готово наверстать. Все их бывшие конкуренты, из-за высокомерия и недальновидности были повержены.

Чему Apple может научиться у Microsoft

Давайте вспомним то, что в 1999 году Microsoft находилась в таком же положении, что и Apple сейчас. Она была самой дорогой и непобедимой компанией в мире.

Сейчас, более десяти лет спустя, для Apple настали тяжелые деньки. Ее акции упали на 40% по сравнению с осенью прошлого года. Компания столкнулась с ужесточением конкуренции, потерей своего легендарного основателя и замедлением новых линеек продуктов.

Apple, не мешало бы последовать примеру Microsoft:

Создать несколько платформ:

В то время пока все следят за падением интереса к Windows, как к доминирующей операционной системе, Microsoft имеет множество  других сильных продуктов.

Франшиза остается эффективной монополией, подразделение «Servers and Tools» выросло во впечатляющий $18 млрд. бизнес. Xbox  держит лидирующие позиции среди геймеров и превращается в мощную платформу интерактивного телевидения. Не стоит забывать автомобильное подразделение,  разработки которого лежат в основе Ford Sync, и другие автомобильные интеллектуальные системы, а так же Azure, платформа облачных вычислений, которая может стать операционной системой будущего.

Бизнес Apple по-прежнему сильно зависит от IOS, смартфонов и планшетов. Сейчас это большой бизнес, но он станет менее выгодным со временем. В настоящее время, Apple не имеет значительных новых платформ в своем багаже, таких как сильный искусственный интеллект или решения для облачных вычислений (и нет, я не считаю Siri и iCloud серьезными платформами).

Избегать продолжительной вражды: 

Одной из ошибок, которая угрожала существованию Microsoft, был обход антимонопольных исков, которые стали порождением соперничества с Netscape. Эта ситуация сильно отвлекала руководство и способствовала  снижению компании.

Apple, похоже, катится вниз по тому же пути, в затяжных судебных тяжбах с Samsung, Motorola и многими другими. Я не вижу благотворного влияния патентных войн на компанию и конечного потребителя.

Эффективное партнерство:

Перед смертью Стив Джобс отметил, что одна из вещей, которой он восхищался в Microsoft и хотел изменить в своей компании, это возможность эффективного сотрудничества. Хотя Стива Джобса уже нет, Apple по-прежнему движется в заданном им направлении. 

Не имея сильной R&D программы, Apple нуждается в сильных партнерах в области научных исследований и опытно-конструкторских разработок для конкурентоспособного будущего.  Если компания собирается серьезно побороться за рынок интерактивного телевидения, то ей нужны сильные контент-партнеры. Это будет трудно, почти невозможно, для Apple улучшить свой бизнес, делая это в одиночку.

Однако, если учесть правила установленные для разработчиков приложений и безуспешные переговоры с контент-провайдерами, то можно сделать вывод, что Apple ещё не усвоила этот урок. Так что я бы посоветовал Тиму Куку пристально присмотреться к Microsoft и Стиву Балмеру. Так же как и Кук, он скорее исполнительный директор, нежели технологической провидец. За время работы над ним смеялись, высмеивали и постоянно требовали уволить.  

Но несмотря на это, Балмер все ещё там и его компания продолжает зашибать деньги.

Источник: Forbes

Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс

    Метки: ,